Город Одесса(Beta)

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 06.Авг.2020, 20:20
Вітаю Вас Гость | RSS
Здравствуйте, вас приветствует сайт "Город Одесса!" Мы рады вас видеть!
Меню сайта
Мини профиль
Привет: Гость

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 144
Мини-чат
200
ФЕНОМЕН ОДЕССЫ

Предпосылки
В середине XVIII в. все Северное Причерноморье принадлежало Крымскому ханству - вассалу Турции. Учитывая слабость последней, Российская империя начала войны для воплощения в жизнь так называемого греческого проекта, суть которого состояла в том, чтобы овладеть Балканами, создав два вассальных государства. На обломках Турецкой империи планировалось возродить древние державы: Дакию на месте Румынии и Византию со столицей в Константинополе. Императором последней должен был стать второй внук Екатерины II, специально названный Константином. Византийская империя помимо Греции и побережья Малой Азии должна была располагаться также на землях Северного Причерноморья. Поэтому новые города здесь заранее получали названия с греческими корнями - Мариуполь, Херсон, Ольвиополь, Севастополь, Симферополь, Никополь, Тирасполь, Овидиополь, Одесса.
Прежде всего, решались три задачи: 1) ослабить Турцию, лишив ее экономически активного потенциала; 2) из бывших турецких подданных сформировать соответствующие воинские подразделения (греческий батальон, арнаутский полк и т. п.); 3) создать экономическую, военную, демографическую основу для будущей Византийской империи.
14 сентября 1789 г. отрядом вице-адмирала И.Дерибаса, при участии отряда черноморских казаков, был взят замок Ени-Дунья (Хаджибей). После окончания войны, на месте селения осталось несколько домов и развалины крепости.
В конце 1791 г. на месте крепости решили создать военизированный поселок для матросов Средиземноморской флотилии. Его проект на основании карт военного времени составил в Санкт-Петербурге военный инженер голландского происхождения Франц Павлович Деволан.
В 1792 г. инженер А.Шостак изучил местность, провел топографическую съемку. В том же году Ф.Деволан в соответствии с характером рельефа доработал проект. Проектом предусматривалось, кроме размещения порта и жилых кварталов, создание главной городской площади с размещением соборной церкви.
В 1793 г. И.Дерибас, Ф.Деволан и А.Шостак обследовали черноморское побережье. Самой удобной для торгового города и главного порта признали территорию и гавань Хаджибея. В результате 27 мая 1794 г. был издан Указ об основании г.Хаджибея и утвержден его первоначальный план, разработанный Ф.Деволаном.
В августе 1794 г. состоялась закладка порта, города и православных храмов.

Начало
Развитие Одессы сразу после основания города не было активным, но значительно ускорилось в первые два десятилетия ХІХ века. Став главным поставщиком украинского и бессарабского хлеба для стран Западной Европы и Передней Азии, Одесский порт значительно увеличил свои обороты. Город становился важным культурным, административным и духовным центром юга страны.
Как отмечалось, план города был утвержден в 1794 г., вместе с Указом о его основании. Но в действительности это была эскизная схема, в которой условно показывались размеры кварталов и улиц, принцип композиционного построения. В процессе строительства и заселения Одессы, Ф.Деволан значительно развил и уточнил свои предложения, составив в 1795 г. очередную редакцию проекта, который начал воплощаться в жизнь.
Именно в соответствии с планом 1795 г. общегородской центр разместился по оси Военной балки в виде широкого проспекта, застроенного торговыми рядами. Проспект подводил к просторной площади, впоследствии названной Греческой, с лавками по периметру.
Одним из главных композиционных элементов в планировке городского центра стала Соборная площадь - главная общественная площадь города. Вокруг площади с монументальным Собором размещалась малоэтажная жилая застройка, которая подчеркивала градоформирующую роль нового здания.
Таким образом, к середине ХIХ века Одесса приобрела черты крупного европейского города, с центральной площадью, вокруг которой формировалась регулярная городская застройка, кафедральным собором и главной городской доминантой – колокольней.
После этого началось бурное развитие всего края и Одессы, ставшей вскоре одним из красивейших городов Российской империи.

Формирование феномена
Строительство молодого города целиком легло на плечи Ф. П. Деволана, который возглавил специальную комиссию и, невзирая на утвержденный проект, постоянно работал над улучшением планировочной композиции города, уточняя ее с возможностями реализации. Градостроитель в течение только 1794 года выполнил несколько проектов планировки, где уточнялись трассировка улиц, назначение площадей, положение общественных зданий, в том числе и храмов. Среди них особенно важен план, разработанный в декабре 1794 г., в котором не только зафиксирована осуществленная застройка, намечены ближайшие перспективы, но также изменена конфигурация Соборной площади между двумя планировочными сетками. Вместо квадратной с одним раскрытым углом она стала семигранной. Это выполнено с помощью отступления красных линий на двух кварталах по Преображенской улице между Дерибасовской, Греческой и Полицейской и срезанным углам прилегающих кварталов западной сетки. Стороны всех окружающих кварталов застраивались, а площадь намечалось превратить в зеленый сквер с радиальной системой аллей, которые отходили от уже русской церкви, которая заняла центральное положение.
На протяжении первых пяти-семи лет в городе было построено более тысячи зданий и сооружений, возведенных лучшими отечественными инженерами того времени и профессиональными архитекторами. Особенную роль монументальной классической архитектуре в первые годы создания Одессы уделяли такие зодчие, как С. Вентури и Фр. Фраполли. К проектированию для Одессы крупных сооружений гражданского назначения (театра и госпиталя) в начале XIX в. привлекался такой выдающийся архитектор как Тома де Томон, строитель Петербургской биржи. В дальнейшем проект Ришельевского лицея для города составил архитектор А. А. Монферран, ставший позднее создателем Исаакиевского собора в Петербурге. Город строили Франциск и Джованни Фраполли, Александр Дигби, Франц Боффо, Джорджо Торичелли, Луи Цезарь Оттон, Каэтан Даллаква, Франциск Моранди и др. архитекторы, которые прибыли из Италии, Испании, Франции и смогли только здесь реализовать свои творческие способности, в связи с чем Одесса для них стала новой родиной. Рядом с ними активно работали отечественные зодчие Иван Козлов, Феликс Гонсиоровский, Александр Шашин и другие.
27 января 1803 г. последовало назначение градоначальником Одессы герцога А.-Е. Ришелье. Оно составило эру в истории Одессы. Новый градоначальник прежде всего собрал подробные сведения о положении города, а затем на основании полученных данных сделал правительству целый ряд различных предложений.
Он и его последователи продолжили практику привлечения к застройке Одессы самых талантливых архитекторов того времени.
Формирование феномена Одессы продолжалось до 1917 года, оно продолжается и сейчас. Органы государственной власти и местного самоуправления большое внимание уделяют проблемам сохранения объектов культурного наследия Одессы, совершенствуется законодательство, ужесточаются требования к качеству проектных и реставрационных работ.
Из государственного и местного бюджетов выделяются средства для сохранения объектов культурного наследия, но этих средств явно недостаточно.
Для привлечения дополнительных средств между собственниками и органом охраны в обязательном порядке заключаются охранные договоры, в соответствии с которыми стороны вступают в юридические отношения. В охранном договоре собственник обязуется за счет своих средств содержать принадлежащие ему помещения или в целом объект. В случае невыполнения обязательств, к собственнику могут быть применены санкции в соответствии с законодательством.

Суть феномена и предложения по его сохранению
Одесса – пока еще не подтвержденный документально феномен мирового культурного наследия. Что же в Одессе является уникальным в этом аспекте: Оперный театр, ансамбль Приморского бульвара, Дерибасовская?
Человек, который гуляет по старым улицам и переулкам Одессы, сразу и навсегда влюбляется в этот город. При этом он чаще всего не понимает, в чем причина его комфортного состояния.
Что такое феномен Одессы?
Из каких составляющих он состоит?
Безусловно – на первом месте это – люди, одесситы, которые известны всему миру и живут по всему миру, оставаясь при этом одесситами.
Безусловно – это море и это порт.
Безусловно - это архитектурные шедевры – уникальные жилые и общественные здания, бульвары, театры, памятники, которые достались нам в наследство от талантливых людей, проектировавших и строивших, создававших Одессу.
Но главная архитектурно-градостроительная составляющая феномена Одессы – это регулярность и гуманный масштаб периметральной застройки в исторической части города, создающие у гуляющих по улицам людей неповторимое чувство уюта и комфорта. Каждый квартал и каждый дворик похож и в тоже время индивидуален и неповторим, а главное – масштабен человеку.
Можно ли считать продолжением и таким же талантливым развитием той Одессы, которая известна всему миру, новые жилые районы, сформированные в советский период?
Можно ли считать удачными современные попытки размещения новых объектов в исторической городской среде?
Субъективная угроза архитектурно-градостроительной составляющей феномена Одессы проявилась еще в советское время, когда на свободных от застройки площадках строились советские дома без архитектурных излишеств и без одесского масштаба, которые сразу становились инородными телами в структуре города.
К счастью, размещение таких объектов тогда не получило широкого распространения в силу ряда причин, в том числе и благодаря противодействию части архитектурной общественности.
Сейчас эта угроза обострилась в связи с экономическими изменениями в стране и безудержным ростом стоимости жилья, торговых и офисных помещений в престижных районах. Инвесторы хотят получить как можно большую площадь зданий для ее последующей продажи. Соответственно, некоторыми одесскими проектировщиками эти пожелания инвесторов реализуются в части значительного повышения этажности новых зданий, располагающихся в окружении исторических зданий, в том числе объектов культурного наследия, которые находятся под охраной государства.
В некоторых случаях инвесторам вместе с так называемыми архитекторами мешают сами памятники истории, градостроительства и архитектуры. В результате объекты культурного наследия подвергаются варварскому разрушению.
Как остановить процесс разрушения феномена Одессы в целом и городского масштаба в частности?
Размещение новых объектов регламентируется рядом документов и начинается с разработки историко-градостроительного обоснования в соответствии с порядком, утвержденным Государственной службой по вопросам охраны объектов культурного наследия. На этой стадии определяются граничные параметры нового объекта, т.е. его площадь, высота и строительный объем. Архитектурно-стилистические особенности определяются в ходе разработки эскизного проекта.
Ведущая роль в размещении новых объектов в городе принадлежит управлению архитектуры и градостроительства горсовета.
В случае размещения нового объекта в исторической застройке города систему ограничений для проектировщиков определяет исходная документация, разрабатываемая управлением охраны объектов культурного наследия.
В чем залог успеха или причина неудачи при размещении новых объектов?
В первую очередь – в соблюдении масштаба исторической застройки и в соблюдении традиционных принципов ее формирования.
Во вторую очередь – в таланте архитекторов и в культуре строителей.
Одесса застраивалась во времена, когда доминирующим в архитектуре и градостроительстве был стиль русского классицизма. Одним из основных принципов классицизма является принцип золотого сечения или золотой пропорции. В планировочной структуре нашего города принцип золотого сечения выразился в том, что если ширину улицы принять за единицу, то высота стеновой конструкции дома должна быть меньше с использованием коэффициента 0,62. Например, при ширине улицы в 25 метров высота стеновой конструкции должна быть не более 15,5 метра. Устройство мансардных этажей, доминант на углах кварталов или на завершениях улиц может обосновываться индивидуально соответствующей научно-проектной документацией.
В составе научно-проектной документации должны быть представлены основные видовые точки объекта, объективно показывающие историческую застройку с размещаемым зданием. При этом необходима визуализация всех уровней восприятия измененной застройки.

В данной работе использованы материалы научно-проектной документации по воссозданию Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора.
Начальник управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета,
кандидат архитектуры, доцент Мещеряков В.Н.

Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Немного юмора
Поиск
Друзья сайта
    narod.at.ua
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены © 2008 - 2009 |